Новости и статьи по системам безопасности - ООО "Новосибирский институт безопасности"

Проектирование систем безопасности
рамка с заполнением
Подготовка инженеров (специалистов) по пожарной безопасности, техническим средствам охраны, ОПС и охране труда. Подробнее
полоса
Телефонный номер
Получение дополнительного профессионального образования и рабочих профессий
c 9 до 17 ПН-ПТ
8-800-1000-456 (многоканальный)
          (383) 292-11-54
Перейти к контенту

Статья - Учебные центры предприятий-производителей технических средств охраны

ООО "Новосибирский институт безопасности"
Опубликован от Учебный отдел вход Статьи по тематике · 24 август 2018
Tags: Статьи
Учебные центры предприятий-производителей технических средств охраны: лишнее звено или жизненная необходимость?

 
Мамаев Александр Анатольевич,
ректор Сибирской Академии Систем Безопасности
 
 
 
           

Итак, 2018 год в России проходит под знаком повышения требований к квалификации работников, уровня их образования и общей компетентности. С учетом того, что на этот раз данная проблема рассматривается не только  по линии профильного Министерства Образования, но и на более высоком уровне, можно заключить, что вопрос квалификации персонала стоит очень остро.
К сожалению, острота этого вопроса постоянно подтверждается сводками новостей о техногенных авариях и иных событиях, связанных с непрофессиональными действиями и человеческим фактором.
В данной статье будут рассмотрены аспекты образования технического персонала охранных предприятий и участия в подготовке персонала заводов-изготовителей технических средств охраны.
        
На сегодняшний  день согласно 273-ФЗ «Об образовании….» для технических специалистов доступны три вида дополнительного профессионального образования:
  • профессиональное обучение;
  • повышение квалификации;
  • профессиональная переподготовка.
              
В соответствие с гл.9, ст. 73, п.2-4  273-ФЗ «Об образовании….», профессиональное обучение подразделяется на первоначальное обучение лиц, не имеющих профессионального образования вообще, переподготовку лиц, имеющих любое профессиональное образование, и повышение квалификации в рамках профессионального обучения лиц, уже имеющих квалификационный разряд по интересующей профессии.
При этом, самое главное в учебном процессе то, чему конкретно обучаются слушатели. Материальное обеспечение профессионального обучения на сегодняшний день может быть обеспечено специализированными учебными стендами, но не надо забывать о том, что учебные макеты дают не более чем общее представление о функционировании систем сигнализации. Дело в том, что лабораторные работы на образцах реального оборудования дают помимо общего понимания принципов работы систем сигнализации еще и бесценный опыт реального подключения приборов. В противном случае, увидев клеммную колодку реального прибора, электромонтер будет не готов к работе ни теоретически, ни практически.  Соответственно, наличие учебного оборудования на основе серийно выпускаемого оборудования дает большой плюс в качестве подготовки слушателей.



Хотелось бы отметить положительный опыт создания подобных учебных пособий в рамках взаимодействия Сибирской Академии Систем Безопасности и Новосибирского института безопасности с такими производителями технических средств охраны как НВП «Болид», «Аргус-Спектр», «Элеста», «Сибирский Арсенал», «ВЭРС» и  рядом других заводов, на оборудовании которых проводится обучение слушателей при проведении практических занятий.


 

Какова аудитория слушателей курсов профессионального обучения?

Прежде всего, это лица, по каким-либо причинам своевременно не получившие профессию, а также те, кто уже имеет другую профессию, но работает в монтажных и обслуживающих организациях, имеющих лицензию МЧС на обслуживание пожарной сигнализации – в этом случае профессия «Электромонтер ОПС» нужна для соответствия организации лицензионным требованиям. Ответ на вопрос, зачем предприятиям-изготовителям систем безопасности участвовать в процессе профессионального лежит на поверхности – в дальнейшей профессиональной деятельности выпускникам будет проще работать с оборудованием, которое они изучили и именно его они будут внедрять при создании, например, своего индивидуального предприятия.

Рассматривая вопросы следующего вида дополнительного профессионального образования – повышения квалификации, следует отметить, что постановление правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610 отменено более года назад постановлением правительства Российской Федерации от 29 марта 2014 г. N 245 г., пункт 23.
Не существует больше ни краткосрочных, ни тематических семинаров, нет и такого документа о квалификации как «Свидетельство о повышении квалификации». Нет больше и государственной аккредитации учреждений дополнительного профессионального образования и дополнительных образовательных программ – не предусмотрено это современной нормативной базой. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (п.12) четко указывает, что минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов.
Конечно, за 16 часов обучить всем вопросам, связанным с системами безопасности невозможно, но рассмотреть новинки и современную законодательную базу в области одной конкретной компетенции (например, по системам оповещения и управления эвакуацией, фотолюминесцентным системам и т.п.) вполне реально. И вполне реально за 70-90 часов обучения дать слушателям основные знания по новинкам систем безопасности и законодательной базе, рассмотреть аспекты практической эксплуатации и проблемные вопросы.



В этом плане взаимодействие с предприятиями-изготовителями систем безопасности проявляется наиболее ярко – они получают не просто обученных по их оборудованию слушателей, но и некую точку опоры, центр связи с конкретным потребителем, тем более что никаких особых материальных затрат предприятия в этом случае не несут.  
Особенно ценно в рамках этого сотрудничества участие учебном процессе представителей служб технической поддержки, при этом техподдержка предприятия получает информацию о проблемах и сложностях из первых рук, а слушатель – бесценный опыт решения сложных технических проблем из первоисточника. Кроме того, предприятие в этом случае получает некую дополнительную бесплатную рекламу, а слушатели, помимо основного документа о полученной квалификации (удостоверения о повышении квалификации) - сертификат об изучении конкретного типа оборудования, очень нужный если организация, в которой работает слушатель участвует в торгах, тендерах, запросах котировок и иных подобных мероприятиях.
 
Ну, и последний, самый важный вид обучения – профессиональная переподготовка.

Про этот вид обучения почему-то постоянно забывают, считая достаточным повышение квалификации. А ведь есть чёткие требования постановления правительства РФ от 30 декабря 2011 г. N 1225 (в ред. от 6 октября 2017 г.) «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» в части требований к подготовке персонала:
«…..б) наличие в штате у соискателя лицензии (лицензиата) работников, заключивших с ним трудовые договоры, имеющих профессиональное техническое образование (профессиональную подготовку) и прошедших повышение квалификации, соответствующее выполнению работ и оказанию услуг…..;
в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) документов, подтверждающих получение профессионального технического образования (профессиональной подготовки), соответствующего выполнению работ и оказанию услуг, и прохождение повышения квалификации…..;
г) повышение квалификации лиц, указанных в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта, в области лицензируемой деятельности не реже 1 раза в 5 лет…..»
Мы видим, что обозначены два совершенно отдельных требования: наличие профильного профессионального технического образования и повышение квалификации 1 раз в 5 лет. Вспоминают об этом требовании почему-то или когда дело доходит до подачи документов на лицензию, или когда при проверке возникают вопросы по поводу невыполнения требований постановления в части наличия профильного образования. А ведь сейчас получить профильное образование не так сложно и совсем недолго, - вполне подойдет диплом о профпереподготовке, тем более что с учетом требований Приказа министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 срок профессиональной переподготовки установлен от 250 часов, то есть обучение займет около двух месяцев.
 
Немаловажный аспект профессиональной переподготовки связан и с дальнейшим карьерным ростом – при нынешней ситуации на рынке труда человек, имеющий профильный диплом, вне всякого сомнения, будет более востребован. Да и со стороны законодательства мы видим постоянное ужесточение требований к персоналу, тем более назначаемому на руководящие должности. Особенно это касается государственных структур и предприятий с государственным участием.



Касаясь вопроса взаимодействия с предприятиями-изготовителями охранной техники при осуществлении профессиональной переподготовки слушателей Академии и Новосибирского института безопасности, хотелось бы отметить, что профессиональную переподготовку, как правило, проходят либо лица из числа руководящего состава предприятий и организаций, либо те, кто в будущем собираются занять руководящие должности. Нет сомнений, что именно эти выпускники будут в дальнейшем определять техническую политику своих предприятий и организаций, в том числе и по вопросам выбора конкретного типа приобретаемого оборудования.
 
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы еще раз подчеркнуть важность дополнительного профессионального образования, а также сказать о том, что вообще-то образовательному учреждению получить статус официального (аккредитованного или авторизованного) учебного центра, подтвержденного соответствующим документом предприятия-изготовителя систем безопасности, не так уж просто.

Для этого образовательному учреждению необходимо иметь безупречную репутацию, вполне реальные средства для приобретения стендов, оплату квалифицированных преподавателей-практиков, помещения для занятий, интернет-платформу для проведения вебинаров и множество других средств обеспечения учебного процесса, но как показывает практика, это выгодно и образовательному учреждению и предприятиям.

 



Отзывов пока нет.
0
0
0
0
0

Информация
Телефоны
Наши контакты
Электронная почта
Назад к содержимому